Російське видання «АПН» (Агентство Политических Новостей») визнає, що на фронті інформаційної війни з Україною вона катастрофічно відстає у поєдинку між видавцями коміксів на тему історії – в ідеях, якості виконання та сприйнятті читачами.
Журналіст Міхаіл Діунов у публікації “«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской”, намагається проаналізувати, чому росіяни безнадійно відстають від українців в успішності сприйняття читачами коміксів на історичну тематику.
Констатуючи успіх 2-ї частини українського коміксу в стилі стімпанк «Воля», який вийшов 2019 року, російський журналіст нагадує: ще 2017 року так само «на ура» українські читачі сприйняли і 1-у частину «Волі». Комікс у стилі стімпанк, що розповідав про альтернативну історію Української революції і Визвольної боротьби 1918-21 років, був розкуплений сучасними українцями небаченими досі тиражами.
Намагаючись розкрити «секретну інформаційну зброю Києва», Міхаіл Діунов з розпачем констатує неоковирність і примітивність реакції на неї російських ЗМІ від самого початку. Цитуємо росіянина мовою оригіналу: «Выход первой книги в 2017 году вызвал немедленную реакцию официальных российский СМИ, которые посвятили «Воля» ряд грубо сделанных пропагандистских сюжетов, основным содержанием которых было возмущение «да как они могут покушаться на нашу священную историю революции». А между тем, появление «Воли» – это очень показательный пример того, как украинская пропаганда уже который год обыгрывает и будет продолжать обыгрывать российскую…
Что же делают украинцы? Они, не смущаясь, присваивают себе все, что сделала Российская Империя… В 1918 году, после революции в Петрограде на юге появляется великая европейская Украинская держава, образованная из слияния гетманской Украины Павла Скоропадского и Западноукраинской народной республики. В результате на карте появляется огромное государство в границах от австрийского Львова до русских Царицына на Волге и Кубани. Подобные невероятные масштабы объясняются тем, что украинская армия разбила большевиков-москалей и вернула себе «исконно-украинские земли»…
Поражения от воинственных украинцев заставили вождей коммунизма обратиться к некромантическим технологиям, так что за русских теперь сражаются орды мертвецов в красноармейских шинелях и будёновках. Ход – отличный. Враг не просто москаль, стремящийся лишить Украину независимости, он еще и убежденный коммунист, да к тому же зомби. Дегуманизация противника на самом высшем уровне. С такими врагами нельзя вести переговоры, их можно лишь убивать…
Великодержавная основа комикса сочетается с хорошим качеством исполнения. Картинка сделана добротно, стиль стимпанка отражен на 100%. Оба тома вышли в твердой обложке с красочными иллюстрациями. И сразу стали бестселлерами.
Сейчас издатели «Воли» не только продолжают работу над комиксом, но и запускают целый ряд связанных проектов, начиная от конкурсов косплея героев «Воли», до выпуска их фигурок и иной сувенирной продукции…
Автор публікації в російському виданні констатує те, що українським творцям коміксу, які роблять подібні речі і на тему нинішньої історії, вдається успішно реалізувати сміливи ідеї проведення історичних аналогій з сучасною війною на Сході – вони готують «…и комикс «Патриот», в котором украинец в жовто-блакитных доспехах, непринужденно позаимствованных у марвеловского «Железного человека», сражается в зоне АТО с азиатскими ордами коварного Утина (это не опечатка – это именно то, о чем вы подумали)», – про всяк випадок не уточнюючи, кого він сам впізнав у тому вождю Орди, який у коміксі названий Утін…
Росіянин робить висновки про ідеально комфортні умови роботи художників в Україні (хоча самі вони навряд чи згодяться, що все їм так легко дається – особливо фінанси): «Короче, все у них хорошо. Спрос есть, деньги капают, а значит работа будет продолжаться. Идея была поддержана на самом верху украинской власти, от президента до военного ведомства и громкой кампании в украинских СМИ…»
Водночас російський журналіст досить саркастично відгукується про потуги своїх земляків, які намагалися створити щось хоч трохи схоже за успіхом до українського: «Что особенно показательно – приблизительно в то же самое время об этом задумались и в России. Разумеется, из пустоты вдруг появилось издательство и создатель Bubble Comics, которое немедленно начало выпуск многотомных серий про сотрудника полиции «майора Грома», бывшего российского военного, а ныне охотника на демонов «Бесобоя», и православного воина со злом «Инока». Очень характерный подбор героев, ясно говорящий, что создатели комиксов хотели воспользоваться теми столпами, на которых стоит идеология Российской Федерации – спецслужбы, армия и клерикализм. Особист «Майор Гром» еще и петербуржец. Намек понят…
Владельцем компании является Артем Габрелянов, сын небезызвестного медиаолигарха Ашота Габрелянова, приближенного к администрации президента. То есть «откуда деньги» – понятно, как понятен и размах деятельности, а также выбор героев.
Но ориентация на «скрепы» сыграла отрицательную роль в сериях про российских супергероев. Несмотря на безумные деньги, вложенные в создание и продвижение комиксов (вплоть до полнометражного фильма про майора Грома, который должен вскоре выти на экраны), особой популярностью они не пользовались, продаваясь тиражами менее 5 тысяч экземпляров, что куда меньше украинской «Воли», при несопоставимых размерах внутреннего рынка двух стран…
Бабло не побеждает свободное творчество. То, что украинцы создают для души и для себя, в России делается за деньги, в рамках отбывания скучной трудовой повинности. Вольный креатив не победить исследованиями рынка и работой фокус-групп, что бы специалисты не советовали в отношении сюжета и героев комиксов. И действительно, вы же не станете сравнивать рассказ о великой Украинской державе, которая на всех фронтах побеждает трусливых москалей, с унылыми приключениями питерского особиста… Снова свідомі українці обошли российскую пропагандистскую машину. Деньги опять не помогли…», – чи то з сумом, чи то з прихованою насмішкою над «рідними» російськими пропагандистами, констатує російське видання.
До речі, подібне реагування на новинки від “Волі” кожного разу спричиняє в Росії лиш ефект, зворотній тому, якого там хочуть добитися: при тому, що коміксу “Воля” немає у вільному продажу в Росії, самі росіяни всіма правдами і неправдами намагаються привезти ці комікси додому, ділячись “на почітать” з друзями і знайомими – в країні, де власних коміксів такої вільнолюбності і якості попросту немає…